Россия, Москва

ASPHALTEX

Полный отчет по итогам ASPHALTEX и NERUDEX 2014

 Тематика выставки

Среди разнообразных применений асфальта основными являются строительство дорожных и аэродромных покрытий, устройство полов в промышленных зданиях, создание кровельных, гидроизоляционных и электроизоляционных материалов, грунтовка оросительных каналов и водных резервуаров, облицовка тела плотин и дамб. Асфальт является также важной составной частью некоторых лакокрасочных материалов.

Производство асфальта в России еще долго будет оставаться одним из самых прибыльных видов бизнеса. Сегодня строительство и проектирование асфальтовых заводов только набирает ход.

Развитие отрасли асфальтового производства является одной из приоритетных задач транспортной сферы, строительного сектора и экономики страны в целом.

ASPHALTEX – это международная специализированная выставка асфальтовой индустрии, которая призвана стать основной площадкой для демонстрации достижений и результатов деятельности предприятий, занятых в области производства асфальтов, битумов, гудронов, проектирования и строительства заводов, поставок специального оборудования и техники, создания технологий для производства. Содействуя продвижению на российский рынок высококачественной продукции и высокоэффективного оборудования, выставка помогает участникам изучить спрос на мировом и внутреннем рынках, способствует обмену технической и экономической информацией, опытом, стимулирует развитие и внедрение новых технологий и используемых в производстве материалов.

Основной целью ASPHALTEX является создание коммуникативного пространства и условий для установления новых деловых контактов между экспонентами и посетителями, расширения производственно-экономических связей в области асфальтовой индустрии, продвижения продукции, внедрение прогрессивных технологий, обмен научно-технической информацией.

Особенность проекта определяется узкой направленностью темы, что позволяет сконцентрировать внимание специалистов и целевой аудитории на решении конкретных задач, тем самым открывая новые возможности для развития и продвижения бизнеса.

ASPHALTEX проводится одновременно с международной специализированной выставкой индустрии нерудных материалов NERUDEX, которая нацелена на демонстрацию достижений в области добычи и производства нерудных материалов, а также их использования в различных отраслях хозяйственного комплекса страны. Такой тандем расширяет область интересов целевой аудитории в проекции на дорожное и общее строительство, обеспечивая участникам дополнительный мультипликативный эффект.

Основные разделы выставки:

  • асфальты;
  • асфальтобетонные смеси: горячие, холодные, песчаные, цветные, литой асфальтобетон, щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси (ЩМАС), крупнозернистые, мелкозернистые;
  • асфальтиты;
  • асфальтовые вяжущие;
  • битумы дорожные, строительные, кровельные, изоляционные;
  • битумные смеси;
  • полимерно-битумные вяжущие (ПБВ);
  • битумно-резиновые композитные вяжущие;
  • модифицированные битумы и асфальтобетонные смеси;
  • гудроны;
  • эмульсии;
  • модификаторы;
  • стабилизирующие добавки;
  • присадки;
  • адгезионные добавки;
  • геосинтетические материалы;
  • поверхностно-активные вещества;
  • минеральные порошки;
  • каучук;
  • современные технологии производства асфальтобетонных смесей;
  • переработка, технологии рециркуляции асфальта;
  • проектирование и строительство заводов, производственных комплексов, установок;
  • специальное оборудование и техника;
  • автоматизация производственных процессов;
  • консалтинг, сертификация, контроль качества.

 


Краткий анализ российского рынка асфальтов и битумов.

В настоящее время мировое производство асфальта оценивается свыше 60 миллионов тонн в год, причем более 80% этого объема идет на нужды строительства и технического обслуживания зданий и сооружений и свыше 15% используется для производства кровельных материалов.

Российский рынок асфальта и нефтебитума напрямую зависит от состояния дорожного и промышленного строительства в стране. В 2009 г, в условиях финансового кризиса, финансирование дорожного строительства существенно сократилось из-за дефицита денежных средств бюджета государства, в связи с чем продажи асфальта и нефтебитума упали на 28,8% относительно предыдущего года. В этот год отечественные производители были вынуждены снизить выпуск асфальта и нефтебитума на 36% – до 32,9 млн. тонн.

В 2010 г российский рынок асфальта и нефтебитума начал постепенно выходить из кризиса: продажи выросли на 1,2 млн. т. по сравнению с предыдущим годом. В 2011-2015 гг, по оценкам специалистов, продажи продолжат расти и к 2015 г. достигнут 49,2 млн. тонн. 

По материалам BusinesStat

 

В России больше всего асфальтовых смесей производится в Центральном федеральном округе – 35 % от общего выпуска. В Приволжском – 23 %, в Уральском – 15,5 %. Менее всего асфальта выпускается в Сибирском федеральном округе – меньше 1 %.

Центральный федеральный округ доминирует в производстве литого и холодного асфальта. Последний также в заметных количествах выпускается в Приволжском федеральном округе, и совсем немного – в Уральском.

Среди отечественных производителей асфальта много предприятий с государственным или муниципальным управлением. В больших объемах асфальт производят, как правило, дорожно-строительные компании, производители бетона, нефтепродуктов и т. д. Их статистическое разделение на производителей горячих и холодных асфальтобетонов, а также асфальта не всегда соответствует реальному ассортименту данных компаний, так как производители нередко выпускают большой спектр видов асфальтов.

Таким образом, видно, что для крупных компаний производство асфальтобетона редко бывает главным направлением деятельности, а чаще – сопутствующим. Федеральная служба государственной статистики насчитывает около 1 200 компаний - производителей разных видов асфальтов. В действительности их гораздо больше, так как асфальт и асфальтобетон могут производиться на небольших установках, как стационарных, так и мобильных. Таким образом, в производстве асфальтобетонов участвуют не только крупный и средний бизнес, но небольшие фирмы, которые не отчитываются перед статистическими органами о своей деятельности. В связи с этим можно предположить, что приведенные выше данные по объему производства асфальта в стране несколько занижены, так как базируются на статистических данных. Погрешность может составлять от 10 до 15 %, однако общая динамика – значительный рост в последние четыре года – является достоверной, даже несмотря на погрешности статистического учета. 

Учитывая намерения Российского правительства выделять больше бюджетных средств на строительство и ремонт дорожного хозяйства страны, а также привлекать к этому процессу частных инвесторов, можно предполагать, что объемы производства качественных асфальтобетонов будут расти и в дальнейшем.

Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ

 

В настоящее время в стране происходит активное развитие платных дорог, а также реализация государственной программы развития инфраструктуры в Сочи, дорожной трассы Москва – Санкт-Петербург, что, безусловно, влияет на планомерное увеличение емкости рынка дорожных покрытий, асфальтов и битумов.

Также как и для рынка асфальтов, основной отраслью, потребляющей битумы, является дорожное строительство, на которое пришлось в 2011 году 86,4%. Приблизительно одна десятая часть битума идет на кровельные материалы, а оставшиеся 4,2% применяются в капитальном строительстве.

В отрасли наблюдается с одной стороны недостаточно высокое качество продукции, которую закупают потребители из-за ее дешевизны. Отсутствуют конкретные требования к свойствам битума, чтобы разработать более качественный продукт. Никто их не высказывает: ни производители, ни потребители, всех устраивает существующее статус-кво. С другой стороны реализуемая государством программа по развитию дорог будет способствовать увеличению спроса на битум.

В декабре 2011 года были завершены переговоры относительно условий вступления России в ВТО, утверждена программа изменения таможенных пошлин. Несомненно, данный факт станет одним из главных факторов, влияющих на развитие рынка битумов в среднесрочной перспективе.

По материалам IndexBox

 

Не так давно битум для нефтяных компаний был остаточным продуктом переработки, сегодня битумное производство выходит на позиции полноценного битум-сегмента. Причиной такой трансформации является  рост внимания государства к сфере дорожного строительства. Создаются дорожные фонды, реализуются специальные программы, а в их рамках крупные проекты. За последние четыре года российский рынок вырос с 4 до 5 млн. тонн, в 2012-м выпущено порядка 5,6 млн. тонн. Причем 5 млн. тонн – это внутренне потребление, остальное –  экспорт. В 2011 году зафиксирован рост 14%, в 2012 году порядка 6-7%.

Однако из общения с потребителями стало ясно, что в битумных материалах, традиционно сезонных продуктах, есть потребность и зимой. Дорожники готовы создавать резервы, а за счет применения технологии фасовки битума в кловертейнеры – специальные однокубовые контейнеры – можно гарантировать сохранение качества продукта при длительном хранении. Поэтому сейчас некоторые производства переходят на круглогодичный режим производства.

Сегодня доля полимерно-битумные вяжущие (ПБВ) не превышает 2% от общего объема продаж битума на внутрироссийском рынке. В Европе это в среднем 10%, в Китае и США – 15%, причем в самом холодном штате, на Аляске, применение ПБВ составляет около 48%.

По материалам журнала «Сибирская нефть»